Условия для обязательного аудита в 2015 году

Условия для обязательного аудита в 2015 году

Содержание

Обязательный аудит 2015

Обязательный аудит отчетности за 2015 год: штрафы или польза зависит от вас.

В данной статье эксперты аудиторской компании «Аудит Эксперт» расскажут вам основные критерии для проведения обязательного аудита за 2015 год. Напомнят о том, какая ожидает ответственность за несвоевременно проведенный аудит, когда бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Покажут, когда аудит является обязательным.

  1. Аудит и его виды
  2. Главный вопрос – кто проводит обязательный аудит за 2015 год?
  3. Основные критерии обязательного аудита 2015 года
  4. Обязательный аудит для ООО в 2015 году – штрафы
  5. Ответственность за непроведение обязательного аудита
  6. В какие сроки проводить и куда представлять Заключение?
  7. Результатом обязательного аудита является:

1. Аудит и его виды

Аудит – это процесс независимой оценки деятельности предприятия, индивидуального предпринимателя для определения достоверности отчетности (бухгалтерской и финансовой).

Аудит на постоянной основе может проводится внутри предприятия.

Это внутренний аудит — проводится добровольно по инициативе самого хозяйствующего субъекта (учредителя, собственника, директора).

В свою очередь аудит подразделяется на обязательный и инициативный аудит: проводятся на организациях любых форм собственности по распоряжению руководства – собственника, учредителей.

Обязательный аудит — это обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учёта и достоверности годовой (бухгалтерской) финансовой отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

2. Главный вопрос – кто подлежит обязательному аудиту за 2015 год?

В статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а так же в ряде других законов указано, что обязательному аудиту подлежат организации:

  1. Компании, имеющие организационно-правовую форму ОАО;
  2. Организации-эмитенты ценных бумаг, которые осуществляют действия с ценными бумагами или имеют обращение на фондовых биржах;
  3. Кредитные учреждения, банки;
  4. Клиринговые и страховые компании;
  5. Внебюджетные фонды (за исключением государственных);
  6. Товарные, фондовые и валютные биржи;
  7. Паевые инвестиционные фонды, негосударственный пенсионный фонд, акционерный фонд;
  8. Фирмы, действующие на рынке ценных бумаг профессионально;
  9. Организации, у которых годовая выручка от деятельности (реализации товаров, услуг, выполнение работ), за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов (валюта) бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (за исключением только органов гос. власти, сельскохозяйственных кооперативов, органов местного самоуправления, унитарных предприятий);
  10. Организации, которые публикуют свою отчетность в средствах массовой информации;
  11. Другие случаи.

3. Основные критерии обязательного аудита 2015 года.

Уточним, какие организации подлежат обязательному аудиту — основные критерии отнесения организации к числу подлежащих обязательному аудиту зависят от организационно-правовой формы, либо от вида или особенностей деятельности, либо от финансовых показателей. Причем в первых двух случаях финансовые показатели, такие как валюта баланса или выручка для обязательного аудита не имеют значения.

Чаще всего обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности проводят юридические лица, у которых:

Критерии баланса для обязательного аудита:

  • Объем выручки обязательного аудита — более 400 млн. руб. или Активы баланса обязательного аудита более 60 млн. руб. за предшествовавший отчетному год. По этому критерию обязательному аудиту подлежат ООО и ЗАО.
  • Организационно-правовая форма — акционерное общество (в т.ч. ЗАО, даже если оно пока не привело учредительные документы в соответствие с ГК РФ).
  • В иных случаях, установленных законом № 307-ФЗ, где четко указаны основные критерии.

Если нужно провести обязательный аудит для ООО в 2015 году, критерии отчетности будут те же самые.

4. Обязательный аудит для ООО в 2015 году – штрафы будут?

Напомним, что обязательный аудит проводится до декабря текущего года. Если ООО за 2014 (2015) имело выручку более 400 млн.руб. либо сумму баланса более 60 млн.руб. то оно должно провести обязательный аудит. Критерии 2015 года пока не менялись.

Согласно ГК РФ и закона «Об аудиторской деятельности» для подтверждения правильности ведения бухучета, и чтобы провести обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО также должны ежегодно привлекать аудитора. Ну а раз были обязаны – то и штрафы могут быть наложены…

* На сайте Минфина РФ. в разделе Документы: опубликован Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год (согласно законодательству Российской Федерации).

5. Ответственность за непроведение обязательного аудита.

Если Организация нарушит порядок предоставления стат. информации либо предоставит недостоверную статистическую информацию, то это является основанием для привлечения должностных лиц организаций к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.19 КоАП РФ.

Специалисты статистики могут штрафовать руководителей предприятий за непредставление отчета или за сдачу его с опозданием, а также за представление недостоверной информации (смотрите п. 6, 14 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. № 620).

Административный штраф за непредставление аудиторского заключения в статистику в 2015 году составлял от 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ).

Пока непроведение обязательного аудита в 2015 году влечет не большие штрафные санкции. Но будет составлен протокол об административном правонарушении и обязанность по сдаче необходимой отчетности останется не исполненной. За что Статистика может вынести повторное, увеличенное административное наказание.

Для усиления ответственности за уклонение от обязательного аудита за 2015 год, по инициативе Статистики в РФ во втором чтении принят законопроект, по которому возможно увеличение штрафов за это нарушение для должностных лиц с 3 — 5 тыс. руб. до 10 — 20 тыс. руб.

Смотрите размеры штрафов за не проведения аудита в 2016 году.

5. В какие сроки проводить и куда представлять Заключение?

С 1 января 2014 года организации, подлежащие обязательному аудиту, должны представить в органы статистики Казани (в Росстат), по месту государственной регистрации по годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение в следующие сроки:

  1. Не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года; либо,
  1. Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Обязательная аудиторская проверка, как правило, проводится ежегодно и в одно время со сдачей годовой отчетности.

Аудиторскую проверку отчетности за 2015 год можно провести в течение всего 2016 года. Но получить аудиторское заключение надо успеть до 31 декабря.

Заметим, в налоговую инспекцию аудиторское заключение теперь сдавать не надо.

Срок проведения обязательного аудита для открытых акционерных обществ и официальное опубликование:

Если организация подлежит обязательной аудиторской проверке, то она обязана опубликовать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. Поэтому и провести обязательную аудиторскую проверку ей следует до публикации своей годовой бухгалтерской отчетности — не позднее 1 июля. Крайний срок – не позднее 31 декабря.

Результатом обязательного аудита является:

  • официальное подтверждение независимой аудиторской организацией или индивидуальным аудитором имущественного положения организации на конец отчетного периода и финансовых результатов за отчетный год для учредителей (собственников) организации и кредиторов;
  • оценка правильности ведения бухгалтерского учета для руководителя (исполнительного органа) организации.

Если нужно провести обязательный аудит – Казань центр аудиторских услуг в Поволжье. Еще не все организации Казани, Альметьевска, Нижнекамска, Набережных Челнов, провели обязательный аудит за 2015 год.

Возможно вас заинтересует ЭКСПРЕСС-АУДИТ для ЗАО.

Бонус для Заказчика: «Аудит Эксперт» при проведение обязательного аудита предоставляет Заказчику, в период действия договора, право на получение бесплатных консультаций по вопросам подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности

Актуально на: 14 апреля 2017 г.

При составлении бухгалтерской финансовой отчетности организация должна быть уверена, что информация, приведенная в ней, является полной и достоверной. Для подтверждения этого компании (они именуются аудируемыми лицами) привлекают аудиторские организации, т. е. независимых лиц, которые могут выразить свое профессиональное и непредвзятое мнение о достоверности представляемой отчетности. Подробнее об аудиторском заключении по бухгалтерской отчетности расскажем в нашей консультации.

Что такое аудиторское заключение

Понятие аудиторского заключения содержится в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности такой отчетности.

Аудиторское заключение к бухгалтерской отчетности обязательно?

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бух отчетности, должно составляться в случае обязательного аудита. Случаи, когда аудит должен обязательно проводиться, содержатся в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Проводить ежегодно аудит должны, к примеру, все акционерные общества. А те организации, у которых выручка за предшествующий год превысила 400 миллионов рублей или сумма активов на конец предшествующего года превысила 60 миллионов рублей, должны за текущий год также провести аудит.

Обязательность проведения аудита может быть предусмотрена в учредительных документах организации независимо от соответствия критериям, указанным в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Но уже в этом случае с точки зрения закона аудит будет считаться не обязательным, а инициативным, т. е. проводимым по желанию самого аудируемого лица или его собственников.

Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?

Состав бухгалтерской отчетности приведен в ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». И аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности там не указано. Поэтому не совсем корректно говорить об аудиторском заключении в составе бухгалтерской отчетности. Нет и обязанности у организации представлять свое аудиторское заключение в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

Однако с Росстатом дела обстоят иначе. Если аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности составляется в связи с тем, что организация подлежит обязательному аудиту, то такое аудиторское заключение представляется в территориальный орган статистики вместе с годовой отчетностью. А если на момент сдачи бухгалтерской отчетности в Росстат аудит еще не завершен, то срок раскрытия по бухгалтерской отчетности аудиторского заключения следующий. Досдать аудиторское заключение в Росстат нужно не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Обращаем внимание, что формы бухгалтерской отчетности для аудиторского заключения необходимо использовать не машиночитаемые (их вы сдаете в налоговую), а со строкой, содержащей дату утверждения бухгалтерской отчетности. Форма такой отчетности утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Содержание аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности

Информацию о содержании аудиторского заключения можно найти в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В аудиторском заключении должны содержаться, в частности:

  • наименование «Аудиторское заключение»;
  • сведения об аудируемом лице: наименование, ОГРН, место нахождения;
  • сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • указание даты заключения.

При этом требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. В частности, порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности раскрывается в Федеральном стандарте аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утв. Приказом Минфина от 20.05.2010 № 46н).

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности: образец

В указанном выше Федеральном стандарте аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) приведены примеры аудиторских заключений.

Сборник примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности (версия 5/2016), одобренный Советом по аудтиторской деятельности Минфина России, также содержит образцы аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетости организации, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и стандартами аудиторской деятельности.

Приведем пример аудиторского заключения по годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации.

Аудиторское заключение по финансовой бухгалтерской отчетности: пример.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»1 ФНС России утвердила:

форматы представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — ГИРБО) — приказ от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/570@;

порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования ГИРБО — приказ от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/569@.

Данные приказы вступят в силу с 1 января 2020 г.

Подробные материалы по этому вопросу размещены на официальном Интернет-сайте ФНС России bo.nalog.ru.

Представление документов

Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней представляются в ГИРБО в виде электронных документов. Исключением является лишь представление отчетности за 2019 г. и аудиторского заключения о ней субъектами малого предпринимательства в 2020 г. (см. далее).

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляется в ГИРБО в случае, если эта отчетность подлежит обязательному аудиту. При этом обязанность представлять аудиторское заключение лежит на аудируемом лице, а не на аудиторской организации (индивидуальном аудиторе).

Аудиторское заключение представляется в налоговый орган в зависимости от того, когда проведен обязательный аудит бухгалтерской отчетности: либо вместе (одновременно) с отчетностью, либо после представления отчетности (не одновременно с ней). В последнем случае аудиторское заключение в виде электронного документа направляется вместе с сопроводительным документом. Такой документ представляется в электронной форме с применением формата, утвержденного приказом ФНС России от 18 января 2017 г. N ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Форматы представления документов

Бухгалтерская отчетность представляется в виде XML файлов. ФНС России утверждены требования к XML файлам передачи в электронной форме «общей» отчетности и «упрощенной» отчетности.

Аудиторское заключение представляется в виде электронного документа в формате PDF.

Передача документов

Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней передаются в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС России.

Обязанности передающей организации

Для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней организация должна обеспечить:

формирование этих документов в виде электронных документов;

шифрование при отправке и дешифрование при получении информации с использованием шифровальных средств;

формирование усиленной квалифицированной электронной подписи при передаче информации и ее проверку при получении информации.

Подтверждение получения документов

При получении бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней налоговый орган в течение одного рабочего дня направляет отчитывающейся организации квитанцию о приеме, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью.

Датой получения указанных документов налоговым органом считается дата, указанная в квитанции о приеме.

Основания для отказа в приеме

Налоговый орган может отказать организации в приеме бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если они представлены:

в форматах, отличных от утвержденных ФНС России;

без усиленной квалифицированной электронной подписи;

в налоговый орган, в компетенцию которого не входит их прием.

В этих случаях налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения отчетности и аудиторского заключения о ней направляет отчитывающейся организации уведомление об отказе в приеме документов, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью. При получении такого уведомления организация обязана устранить указанные в нем ошибки и повторить передачу документов в налоговый орган.

Представление бухгалтерской отчетности за 2019 г. субъектами малого предпринимательства

Субъект малого предпринимательства вправе по собственному выбору представить бухгалтерскую отчетность за 2019 г. и аудиторское заключение о ней в налоговый орган либо в виде электронных документов, либо на бумажном носителе. В первом случае субъект малого предпринимательства руководствуется общим порядком представления документов в виде электронных документов.

Во втором случае отчетность и аудиторское заключение о ней представляются в налоговый орган субъектом малого предпринимательства лично, либо через уполномоченного представителя, либо в виде почтового отправления с описью вложения. Днем представления документов на бумажном носителе в налоговый орган считается:

при представлении лично или через уполномоченного представителя — дата их получения, указанная должностным лицом налогового органа на копии бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней;

при отправке бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней по почте — дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н.

Обязательный аудит в 2020 году

Рассказываем, какие организации попадают под обязательный аудит отчетности в 2020 году, как часто аудит проводится и что будет тем, кто игнорирует требования закона об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (СКАЧАТЬ)

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1).

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны.

Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв. приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@, вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите «Дополнительные файлы», справа в строке «Аудиторское заключение» выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 2

Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Судебная практика по делам об обязательном аудите

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

Какие виды НКО обязаны ежегодно проводить аудит?

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

В каких случаях проведение аудиторской проверки в отношении НКО является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

Как узнать подпадает ли данный вид НКО под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

  • общественных или религиозных организаций (объединений);

  • общин коренных малочисленных народов РФ;

  • казачьих обществ;

  • некоммерческих партнерств;

  • учреждений;

  • автономных некоммерческих организаций;

  • социальных, благотворительных и иных фондов;

  • ассоциаций и союзов;

  • в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей (п.1 ст.2 Закона №7-ФЗ).

Таким образом, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п.2 ст.7 Закона №7-ФЗ).

Практически это означает, что в бухгалтерском учете должны быть обособленно отражены источники формирования деятельности НКО.

Так, структура доходов НКО складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью НКО учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», к которому открываются субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (например, для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, учитываются на счетах 90 «Продажи» (например, выручка от выполнения работ и оказания услуг) или 91 «Прочие доходы и расходы» (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн рублей (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Как и любая организация, НКО может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. НКО также может иметь земельные участки в собственности или на ином праве (ст.25 Закона №7-ФЗ). И если валюта баланса НКО превышает 60 млн рублей, то проведение аудита обязательно.

Важно!

В случае если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

Виды НКО, подлежащие обязательному аудиту

Обязательному аудиту также подлежат следующие виды НКО, независимо от их соответствия критериям финансово-экономической деятельности (пп.3 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ):

  • негосударственный пенсионный или иной фонд;

  • акционерный инвестиционный фонд;

  • управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

  • То есть проведение аудита обязательно в отношении отчетности всех фондов.

Также обязаны проводить аудит НКО, являющиеся иностранными агентами, а также структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации (п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ). Такие НКО обязаны представлять в Минюст (контролирующий орган) наряду с отчетностью аудиторское заключение.

Критерии обязательного аудита

Иные случаи проведения обязательного аудита НКО

Кроме того, обязательность проведения аудита может быть прописана в уставе НКО. Также проведение обязательного аудита требуется грантодателями в отношении НКО, получивших гранты и (или) пожертвования.

В ряде случаев обязанность проведения аудита НКО закреплена положениями федерального закона. Так, например, отчетность следующих НКО подлежит обязательному аудиту:

  • жилищные накопительные кооперативы (ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г. №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

  • кредитные потребительские кооперативы, за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений (ст.28 и ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

  • государственные корпорации (ст.7.1 Закона №7-ФЗ, ст.35 Федерального закона от 01.12.2007 г. №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ст.9 Федерального закона от 23.11.2007 г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и пр.);

  • НКО, связанные с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн рублей (ст.6 и ст.7 Федерального закона от 30.12.2006 г. №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала НКО»).

Следует отметить, что Минфин РФ ежегодно доводит информацию об обязательности проведения аудита (например, информация Минфина «Перечень организаций, обязанных проводить аудит за 2015 г.»).

Статья актуальна на 22.09.2016


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *