В утвержденную учетную политику организации вносить изменения

В утвержденную учетную политику организации вносить изменения

Когда и как должно вводиться изменение учетной политики?

Закон № 402-ФЗ об изменениях в учетной политике

Как ПБУ 1/2008 детализирует процесс внесения изменений

Оформляем внесение в учетную политику изменений (образец)

Итоги

Закон № 402-ФЗ об изменениях в учетной политике

В законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ перечислен закрытый перечень условий, при наличии которых в действующую учетную политику могут вноситься изменения (п. 6 ст. 8):

  • появление новых требований в бухгалтерском законодательстве;
  • введение хозяйствующим субъектом в свой учетный процесс измененных учетных алгоритмов;
  • коренные преобразования в деятельности компаний, существенно корректирующие условия их работы.

П. 7 ст. 8 указанного закона определены дополнительные важные аспекты:

  • календарная граница внедрения корректировок в учетный процесс — с начала отчетного года;
  • цель установления данной временной границы — обеспечение сопоставимости бухотчетности;
  • исключение из установленного правила — внедрение в учетный процесс нововведений производится с другой даты, если это обусловлено причиной изменения.

Как ПБУ 1/2008 детализирует процесс внесения изменений

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н) растолковывает алгоритмы внесения изменений в учетную политику в расширенном формате — в положении имеется для этого отдельная глава, устанавливающая:

  • причины введения изменений (п. 10) — они полностью соответствуют перечисленным в ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование обоснованности вносимых изменений (п. 11);
  • требования к оформлению — изменения утверждаются приказом или распоряжением руководителя;
  • требование к дате внесения изменений (п. 12) — оно совпадает с указанным в п. 7 ст. 8 закона № 402-ФЗ;
  • требование денежной оценки последствий изменений (п. 13) — оно относится к изменениям, способным существенно повлиять на финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • необходимость отражения в бухучете последствий изменений учетной политики (пп. 14, 15) одним из указанных способов: перспективно или ретроспективно;
  • схему описания в отчетности последствий применения изменений — обособленному раскрытию подлежат изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовые показатели деятельности организации.

Помимо указанных требований, гл. III ПБУ 1/2008 содержит важные уточнения:

  • о том, какие учетные нововведения изменениями не считаются — утверждение учетных способов фактов хозяйственной деятельности, появившихся в деятельности организации впервые или отличающихся по существу от имевших место ранее (абз. 5 п. 10);
  • о том, когда все изменения можно отражать в отчетности перспективно — если организация организует бухучет с применением упрощенных способов (п. 15.1).

О том, кому разрешено применение упрощенного учета, читайте в статье «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».

Рассмотренные требования описывают алгоритмы изменения бухгалтерской учетной политики. Однако их требуется еще и должным образом оформить. Делается это путем составления приказа, дополняющего или изменяющего учетную политику.

Оформляем внесение в учетную политику изменений (образец)

Необходимость внесения изменений может возникнуть не только в отношении бухгалтерской, но и в части налоговой учетной политики. Условия, при которых в налоговую учетную политику вносятся изменения, указаны в абз. 6 ст. 313 НК РФ, они идентичны вышеописанным бухгалтерским нормам.

О том, как организуется налоговый учет и чем он отличается от бухгалтерского, читайте .

Оформление изменений в учетной политике организации рассмотрим на примере.

Пример

Фирма «Мир» применяет учетную политику, утвержденную приказом от 28.12.2018 № 412/У. Согласно п. 5.8 учетной политики применяемый налоговый способ начисления амортизации основных средств — линейный. По решению руководства, принятому в октябре 2019 года, метод начисления амортизации планируется заменить на нелинейный.

При оформлении изменений были учтены следующие организационно-методические аспекты:

  • в учетную политику изменения вводятся с 01.01.2020 — такое правило установлено в ст. 313 НК РФ для изменений, вносимых налогоплательщиком не в связи с изменением законодательства, а по причине принятия решения самим налогоплательщиком;
  • введение нового «амортизационного» способа производится путем издания приказа, подписанного генеральным директором ООО «Мир»;
  • в качестве предварительных мероприятий по подготовке к переходу на новый учетный способ произведены расчеты суммарных балансов по каждой амортизационной группе, разработаны регистры учета начисленной амортизации, а также определен срок применения указанного способа с учетом установленных НК РФ ограничений.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику вы можете увидеть на нашем сайте.

Скачать образец

О том, в какие еще виды учетной политики может потребоваться внесение изменений, читайте в статьях:

  • «Учетная политика для целей управленческого учета»;
  • «Учетная политика в формате МСФО — основные положения».

Итоги

Текущие изменения в учетную политику 2019-2020 годов могут быть внесены при поправках в законодательство, вступивших в силу в течение года, а также при появлении у организации новых или отличающихся по существу от имевших место ранее видов деятельности. Такие изменения утверждаются приказом (распоряжением) руководителя, дополняющим учетную политику.

Кроме того, с 2020 года в учетную политику необходимо будет внести изменения, если применявшиеся ранее учетные алгоритмы откорректированы законодательством с начала года или организация самостоятельно решила изменить применявшиеся правила учета.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Внесение изменений в учетную политику

Что такое учетная политика

Учетная политика — документ, устанавливающий методы и способы ведения налогового и бухучета фирмы. Отходить от утвержденного варианта можно только в случае своевременного внесения изменений.

Формируют политику самостоятельно все субъекты, ведущие учет. То есть все юрлица пишут учетную политику по налогам и по бухучету. У индивидуальных предпринимателей задача проще: если они не ведут бухучет, то и бухгалтерская политика им не нужна, а налоговую формировать все равно придется.

Кто разрабатывает и утверждает учетную политику

Разрабатывает УП главбух или руководитель, который затем ее утверждает. Важно, чтобы документ не противоречил следующим нормативно-правовым актам:

  • ФЗ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.;
  • Налоговый Кодекс РФ;
  • ПБУ, из которых основное ПБУ 1/2008.

Директор утверждает политику в течение 90 дней со дня регистрации фирмы.

Можно ли работать без учетной политики

УП сдавать в налоговую не нужно. Поэтому до определенного момента никто и не узнает, что у вас ее нет. Однако ФНС может запросить документ в ходе проверки. И за непредставление наложит на организацию штраф.

Без политики будет сложно доказать свою правоту в случае спора с налоговой. Если у вас не прописаны правила ведения учета, ничто не мешает инспекторам трактовать отсутствие учетной политики в свою пользу и доначислять налоги.

Когда можно внести изменения

По утвержденной политике компания работает из года в год. Законодатель не разрешает вносить изменения по своему желанию. Редактировать документ разрешено п.10 ПБУ 1/2008 только в следующих случаях.

  1. Изменение законодательства. Тут все просто — УП не может противоречить закону. Поэтому, если в области бухучета произошли изменения, например, вступил в силу новый акт, то своевременно измените политику компании.
  2. Фирма разработала новый способ ведения учета. Важный момент — изменения, внесенные в политику, должны повышать качество информации о деятельности компании.
  3. Изменились условия работы. Это может быть изменение основного вида деятельности, слияние, поглощение, разделение компании и так далее.

Внесение правок в политику происходит на основании приказа, подписанного руководителем организации. Пишется распоряжение в свободной форме.

С какого периода начинают действовать изменения

Изменения действуют с начала отчетного года. Если редактирование вызвано изменением бухгалтерского законодательства, изменения начинают действовать с даты вступления в силу соответствующего закона.

Если правки оказали существенное влияние на финансы компании, отразите их в учете ретроспективно. Придется оценить, какой результат был бы, если бы компания применяла новую учетную политику с начала своей деятельности. На практике ретроспективное отражение — это корректировка нераспределенной прибыли и других статей баланса на самую раннюю дату в отчетности, если это можно сделать с достаточной надежностью. Если надежность обеспечить нельзя, применяйте новые положения учетной политики с момента введения правок.

Можно ли изменить учетную политику в середине года

Такой вариант тоже возможен. Об этом говорит письмо Минфина РФ №003-03-06/1/45756 от 03.07.2018 г. Законодатель выделяет две причины внесения правок в середине года: осуществление нового вида деятельности и изменение законодательства.

Как отразить изменение учетной политики в бухотчетности

Все существенные изменения отражайте в бухгалтерской отчетности. Для этого составьте пояснительную записку. П.21 ПБУ 1/2008 содержит перечень информации, которую нужно отразить:

  • причина изменения;
  • характер изменений;
  • как отражаются изменений в отчетности;
  • сумма корректировок в результате изменения УП.

Если политику переработали из-за требований законодательства, то раскрывать последствия нужно так, как это указано в соответствующем законе.

Чем отличаются дополнение и изменение

При внесении изменений вы меняете порядок учета тех фактов жизни, которые уже были раньше. Это влечет за собой изменение финансовых результатов, доходов, расходов и, следовательно, необходимость пересчета в ретроспективе.

Дополнения возникают только в отношении тех операций, которые вы раньше не совершали. Например, появление нового вида деятельности вдобавок к старому. В таком случае просто прописывайте новые положения. Пересчитывать статьи баланса и определять влияние корректировок на прошлые даты не нужно.

При ведении бухгалтерского и налогового учета придерживайтесь разработанной учетной политики. Это поможет отстоять свою позицию при споре с ФНС. Чтобы не отходить от своей политики, воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Программа умеет работать с разными способами ведения бухгалтерского и налогового учета. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 5 дней.

Год только начался, а бухгалтерам-бюджетникам нужно готовиться к предстоящим изменениям в учетную политику.

Чего ждем?

С большой долей вероятности уже в первом полугодии будут внесены изменения в Закон о бухучете, Бюджетный кодекс, а также в некоторые стандарты учета для госсектора. Ожидается, что все эти изменения вступят в силу уже в этом году.

Например, в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится проект Федерального закона № 620132-7 о внесении изменений в Закон о бухгалтерском учете, подготовленный Правительством РФ. Основные предложения Правительства РФ сводятся к следующему:

— вместо «государственного сектора» вновь будет использоваться понятие «бюджетная сфера»;

📌 Реклама Отключить

— возвращается норма о том, что требования главбухов в части ведения учета обязательно для всех работников учреждения.

Оба предложения Правительства РФ уже когда-то было в Законе о бухучете. Видимо, для возвращения появились веские причины.

Кроме того, законопроектом предполагается дополнить ст. 19 Закона о бухгалтерском учете частью 3, согласно которой порядок организации и осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства РФ о внутреннем финансовом контроле. В настоящее время организация внутреннего в государственных и муниципальных учреждениях контроля регулируется рекомендациями Минфина и ведомственными нормативными документами.

А на сайте Минфина России можно ознакомиться с проектом Федерального закона № 493988-7 о внесении изменений в Бюджетный кодекс в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, отдельные положения которого должны применяться с 1 января 2019 года.

📌 Реклама Отключить

Прошло немногим более года после вступления в силу первых федеральных стандартов учета, а Минфин России, согласно Программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 — 2021 гг. (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2018 № 223н), уже готов внести изменения в стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Минфином подготовлен и проект изменений в стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н). Согласно этим проектам изменения в указанные стандарты вступят в силу с момента опубликования соответствующих приказов.

Вероятно, что в течение 2019 года будут скорректированы и другие нормативные документы, регулирующие ведение бухучета в учреждениях госсектора.

📌 Реклама Отключить

И что теперь?

Изменения законодательных и нормативных актов происходили и в предыдущие годы. Но бухгалтеры не торопились корректировать учетную политику учреждений. Однако после вступления в силу с 1 января 2019 года федерального стандарта «Учетная политика» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н) бухгалтерам учреждений госсектора придется более внимательно следить за событиями в нормативной базе.

Напомним, что согласно п. 12 СГС «Учетная политика» в учетную политику учреждения необходимо вносить изменения, в частности, в случае изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это требование федерального стандарта повторяет норму п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

📌 Реклама Отключить

Кроме того, когда происходит изменение учетной политики в течение отчетного года, и оно не связанно с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, то такие изменения производятся по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Об этом сказано в п. 13 СГС «Учетная политика».

При этом в ФСБУ «Учетная политика» не указан порядок внесения изменений в учетную политику. Нет соответствующих разъяснений в Методических рекомендациях по применению ФСБУ «Учетная политика», доведенных Минфином в Письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее — Методические рекомендации).

📌 Реклама Отключить

На все эти требования стандарта не стоило бы обращать внимания, если бы не было необходимости оценки последствий изменения учетной политики.

Так, согласно п. 15 СГС «Учетная политика» оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения. Кроме того, в соответствии с п. 18 СГС «Учетная политика» в случаях, когда оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) осуществить не представляется возможным, нужно применять измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после измененияучетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

📌 Реклама Отключить Таким образом, с этого года бухгалтеру необходимо:

— четко знать дату вступления в силу законодательных и нормативных документов;

— разработать процедуру внесения изменений в учетную политику.

И все это радо того, чтобы произвести оценку последствий изменений учетной политики.

Обратите внимание! В Пояснительной записке к бухгалтерской отчетности в отношении последствий изменения учетной политики в частности необходимо раскрывать информацию о соответствующем порядке, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики. Об этом сказано в п. 20 СГС «Учетная политика». 📌 Реклама Отключить

Как быть?

Ни СГС «Учетная политика», ни Методические рекомендации, а также иные нормативные и законодательные акты, не содержат разъяснений о процедуре внесения изменений в учетную политику учреждения. Поэтому главному бухгалтеру придется:

— самостоятельно разработать соответствующую процедуру,

— либо руководствоваться порядком внесения изменений в учетную политику, установленных учредителем.

Но в любом случае такая процедура должна быть утверждена в составе учетной политики учреждения. Наиболее целесообразным представляется изложить порядок внесения изменений в качестве приложения к учетной политике.

При разработке процедуры внесения изменений в учетную политику главный бухгалтер должен будет найти ответы на два основных вопроса:

📌 Реклама Отключить

  1. с какой даты вносить изменения, а с какой их применять в работе?
  2. каким образом следует внести изменения в уже утвержденный локальный акт?

Отметим, что в соответствии с п. 13 СГС «Учетная политика» изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Причиной, обуславливающей иной момент изменения учетной политики, может быть срок вступления в силу соответствующего законодательного или нормативного акта.

Например, как уже было сказано выше, планируемые изменения в Закон № 402-ФЗ вступят в силу с момента официального опубликования соответствующего закона. Следовательно, и изменения в учетную политику, сделанные на основании закона об изменениях в Закон № 402-ФЗ, могут иметь юридическую силу с даты официального опубликования изменений, а не с начала отчетного года.

📌 Реклама Отключить

Очевидно, что в случае изменения федерального законодательства, главный бухгалтер не сможет внести изменения в учетную политику именно с дня вступления в силу соответствующего законодательного или иного нормативного акта. Для анализа локальных актов, выявления необходимых корректировок и подготовки проекта локального акта (например, приказа) главному бухгалтеру потребуется определенное время. Последовательность действий главного бухгалтера при внесении изменений в учетную политику в связи с изменением законодательства должна быть отражена в одном из разделов учетной политики.

Локальный акт, которым вносятся в учетную политику изменения, подлежит обязательной регистрации с присвоением ему порядкового номера и указанием даты введения в действие. Локальные нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то на следующий день со дня их принятия (утверждения).

📌 Реклама Отключить

О принятых актах должны быть обязательно извещены сотрудники организации, на деятельность которых распространяется локальный нормативный акт. Форма извещения может быть определена общими требованиями к порядку разработки локальных нормативных актов, может быть установлена самим локальным нормативным актом, например, путем вывешивания публичного объявления в трехдневный срок с момента принятия данного акта и т.п.

Изменение учетной политики

С 18 февраля 2020 года изменились сроки хранения документов в компании. Часть изменений продляет срок хранения налоговых и бухгалтерских документов, часть их сокращает. Подробнее об этом мы поговорим в нашем видео. В каком порядке применять новые сроки? К документам, полученным либо составленным, начиная с 18 февраля 2020 года, применяются обновленные сроки хранения. Никаких переходных положений приказ Росархива не содержит. Поэтому по «старым» документам действуют сроки хранения, установленные приказом Министерства культуры. Что касается бухгалтерских документов, то согласно положениям Закона о бухгалтерском учете общий срок хранения документов составляет не менее 5 лет. В самом Перечне Росархива отдельно выделены сроки хранения документов для бухгалтерского учета и отчетности. Приведем наиболее популярные из них. — Бухгалтерская отчетность – годовая храниться постоянно, промежуточная – 5 лет. При отсутствии, годовой отчетности, промежуточная также хранится постоянно. — Первичные документы и связанные с ними оправдательные документы (кассовые и банковские документы, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и пр.) – 5 лет. При возникновении споров, разногласий документы сохраняются до принятия решения по делу. — Аудиторские заключения по бухгалтерской отчетности. У аудируемого лица хранятся — 5 лет, для годовой бухгалтерской отчетности – постоянно. У аудиторской организации, индивидуального аудитора -также 5 лет. — Документы (справки, акты, переписка) о недостачах, присвоениях, растратах — 10 лет после возмещения ущерба. В случае возбуждения уголовных дел документы хранятся до принятия решения по делу. Ранее такие документы компания должна была хранить не менее 5 лет. Как видим, существенных изменений сроков хранения бухгалтерских документов и отчетов — нет. Общий срок хранения установлен в 5 лет, при условии проведения ревизии по этим документам. Однако из этого правила есть исключения – саму годовую бухгалтерскую отчетность, аудиторские заключения по ней, нужно хранить постоянно. В Перечне Росархива увеличились сроки хранения документов, касающиеся учета оплаты труда работников. О них и поговорим. — Документы о получении заработной платы и других выплат – теперь будут храниться не 5, а 6 лет. — Расчеты по страховым взносам — 50/75 лет. Ранее декларации и расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должны были храниться не менее 5 лет. Документы налогового учета По общим правилам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (сборов) должны храниться не менее 4 лет. Однако в Налоговом кодексе есть исключения из общего правила. Например, особые сроки хранения документов для подтверждения расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, предусмотрены главой 25 Налогового кодекса. Так, налогоплательщик обязан хранить первичные документы, которые подтверждают размер полученного убытка (в случае его переноса на будущие периоды), в течение всего срока переноса убытка. Срок хранения налоговых деклараций остался прежним — 5 лет, но изменились сроки хранения некоторых налоговых документов. — Реестры сведений о доходах физических лиц, представляемых налоговыми агентами – теперь будут хранится 5 лет, заместо 75. — Документы о реструктуризации задолженности по страховым взносам и налогам – 6 лет, заместо 5. — Счета-фактуры теперь хранятся 5 лет. Ранее — 4 года. — Книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН (упрощенную систему налогообложения) – 5 лет. Ранее – 10. — Документы о переоценке, амортизации, списании основных средств и нематериальных активов – 5 лет. Ранее 10. — Акты приема-передачи недвижимого имущества от прежнего к новому правообладателю (с баланса на баланс) – также 5 лет, заместо 10-ти. Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании «РосКо — Консалтинг и аудит» Аленой Талаш. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России «РосКо». Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube — https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook — https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен — https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0 Instagram — https://www.instagram.com/rosco.consulting/ https://rosco.su/


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *