Вступление в ВТО

Вступление в ВТО

Россия в ВТО: экономические последствия&nbsp

Фото: WTO По причине ускоренной глобализации в XX веке для большинства стран значительно возросла роль международной торговли. В то же время стремление защитить собственного производителя с помощью введения тарифных барьеров, импортных квот и полного эмбарго определенных видов продукции препятствовало развитию торговли на глобальном уровне. Одним из первых шагов по преодолению данных препятствий стало подписание «Генерального соглашения по тарифам и торговле» в 1947 г. Торговые раунды, проходившие под эгидой ГАТТ, позволили в значительной мере снизить внешнеторговые пошлины. В ходе Уругвайского раунда переговоров было достигнуто соглашение о преобразовании ГАТТ в постоянно действующую организацию (ВТО), которая бы позволяла более оперативно решать торговые споры. ВТО в данный момент имеет статус безальтернативного регулятора международной торговли и является единственным инструментом по борьбе с торговой дискриминацией и ущемлением прав отдельно взятых государств. Для вступления в ВТО государство должно изменить свое законодательство в области пошлин и тарифов в соответствие с требованиями организации. На 2018 г. в ВТО состоят 164 государства. Вступление Российской Федерации в ВТО произошло в 2012 г. по относительно гибким условиям, предусматривающим планомерный переход к пониженным тарифным пошлинам. В рамках соглашения был установлен переходный период 2-3 года (5-7 лет для наиболее чувствительных товаров) в течение которого происходило снижение уровня импортных пошлин. Снижение уровня средневзвешенной ставки импортной пошлины составило 3%, а по части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение достигло 4,4%. После вступления России в ВТО можно выделить ряд положительных последствий. Акцент на развитие международной торговли и кооперации позволял повысить инвестиционный климат в Российской Федерации. Ранее России было трудно в полной мере реализовывать собственную внешнеторговую политику, однако после 2012 г. ряд стран были вынуждены отменить меры по протекционизму по отношению к России (отмена поправки Джексона-Вэника в США, по которой запрещалось предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли). Россия получила доступ к международным технологиям на равных правах с остальными государствами, что в перспективе является фактором, способствующим интенсивному экономическому росту. Был установлен относительный баланс между ускоренной интеграцией страны в мировую экономику и защитой собственного производства. Став полноправным членом ВТО, Россия расширила свои возможности по отстаиванию интересов экспортеров в зарубежных государствах, примером чего может служить иск по третьему энергопакету ЕС. Вступление в организацию дало немедленный эффект на внешнеторговый баланс России. По результатам первой половины 2013 г. можно наблюдать рост импорта на 3,4% с $145721 млн до $150678 млн и снижение экспорта на 2,74% с $261105 млн до $253943 млн Сальдо внешнеторгового оборота снизилось более чем на 10%, что связано с повышением конкуренции на внутреннем рынке в связи со снижением импортных пошлин. Значительно изменилась структура внешней торговли. Доля экспорта и импорта в страны СНГ показала снижение на 7,2% и 8% соответственно. За тот же период экспорт и импорт в страны дальнего зарубежья повысились на 1,7% и 1,5%. Структура экспорта по категориям экспортируемых товаров не показала значительных изменений после вступления в ВТО. Наибольшее изменение произошло в сфере топливно-энергетических товаров, удельный вес которых снизился на 7,2% по отношению к тому же периоду 2012 г. Рост удельного веса в структуре экспорта показали машины и оборудование, металлы и продукция химической промышленности. В январе-июне 2013 г. стоимостной объем топливно-энергетических товаров не изменился по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., в то время как физический объем снизился на 10,6%. При этом среди данных товаров возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья: бензина на 17,0%, дизельного топлива — на 28,3%, газа природного — на 11,6%, топлив жидких — на 10,6%, угля каменного — на 13,2%. Доля экспорта металлов и изделий из них уменьшилась по сравнению с прошлым годом на 1,6%. Снижение произошло как физического объема (на 12,2%), так и стоимостного (на 18,3%). В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес металлов и изделий из них в январе-июне 2013 г. составила 7,6%, что на 1,6% меньше по сравнению с 2012 г. Стоимостной объем экспорта указанных товаров снизился по сравнению с январем-июнем 2012 г. на 18,3%, а физический — на 12,2%.2016 г. ознаменовался крайне низкими показателями внешнеторгового оборота, причиной которого стало резкое снижение цены на нефть и, как следствие, девальвация рубля. Объем экспорта России уменьшился на 28,7% по причине резкого снижения цены на продукты экспорта. Частично компенсировать топливно-энергетический экспорт смогло повышение поставок за границу техники и сельхозпродукции. Машины и оборудование имеют наибольший структурный объем импорта из стран дальнего зарубежья — на них приходится 44%. Стоимостной объем ввоза данной группы товаров сократился на 8,2%, наибольшее снижение произошло в с фере легковых и грузовых автомобилей — физические объемы их ввоза сократились на 31% и 23,2% соответственно. Падение объемов импорта техники наблюдается уже несколько лет подряд. С одной стороны, это связано с переносом заводов по производству машин и оборудования из стран дальнего зарубежья непосредственно на территорию России, а с другой — ростом цен и снижением покупательской способности населения по причине девальвации российского рубля. Однако говорить о влиянии вступления в ВТО невозможно, не принимая во внимание внешнеполитическую и экономическую обстановку в стране. Кратковременная разрядка международно-политических отношений закончилась в 2014 г., в связи с санкциями по причине «присоединения Крыма к России и конфликта на востоке Украины». Данные события практически нивелировали основную часть положительных эффектов вступления в ВТО. Данные санкции были сделаны с поправкой на статью ГАТТ, следуя которой государства имеют право вводить ограничения по соображению национальной безопасности. В данном случае и санкции стран Евросоюза, и санкции России не были оспорены в ВТО. Вместе с тем, не оправдались надежды российских экспортеров на облегчение доступа на международные рынки: к уже существовавшим до «санкционной войны» ограничениям против российских компаний добавились новые. Россия не получила доступ к передовым технологиям, упали объемы прямых инвестиций, затруднен доступ к дешевым финансовым кредитам, что было главным при вступлении в ВТО. Крупные убытки в результате вступления в ВТО понес сельскохозяйственный сектор. Значительное снижение тарифной пошлины вкупе с усилением конкуренции на внутреннем рынке пошатнули позиции российских сельхозпроизводителей. Своевременным решением данной проблемы стал частичный запрет на ввоз сельхозпродукции из ряда государств. Недостаток высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции и общая спешка в вопросах ратифицирования договора (договор был ратифицирован до полного перевода соответствующего договора на русский язык) привело к тому, что после вступления в ВТО против России в ряде стран действует несколько расследований по поводу экспорта российских товаров по демпинговым ценам. Из-за снижения ввозных пошлин за 5 лет российский бюджет недосчитался 800 млрд руб. Сам механизм ВТО в последние годы теряет свою эффективность, становится неспособным поддерживать безбарьерную экономическую среду в международной торговле. Также, несмотря на большое количество исков, поданных в рамках организации процедур по решению торговых споров, не было принято решений, вводящих значимых санкций. Во время частых экономических и политических кризисов государства вводят сугубо протекционистские меры, без санкций со стороны ВТО. Данные аргументы ставят под вопрос само членство России в данной организации, что привело к рассмотрению в Госдуме РФ вопроса о выходе России из ВТО. Однако, по прогнозам ряда экономистов, выход России приведет к ужесточению международных санкций и к невозможности отстаивать свои торгово-экономические интересы на мировой арене. Также выход России из ВТО приведет только к кратковременному росту отечественного производства. Изоляция от международного рынка и международных технологий может стать отправной точкой к замедлению роста научно-технологического потенциала России. Подводя итоги, можно выделить, что вступление России в ВТО имеет не положительный и не отрицательный, а по большей части нейтральный характер. Вместе с интеграцией России в мировую экономику мы получили и ряд проблем для собственного производства вкупе со снижением государственных доходов от пошлин на ввозимые товары. Грачева Дарья, Лемегова Мария, Финансовый университет при Правительстве РФ

Последствия вступления России в ВТО

Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) с точки зрения экономического роста открывает стране доступ к более дешевому импортному сырью и комплектующим, финансовым, коммуникационным, транспортным и другим услугам, предоставляет защиту российским экспортерам на внешних рынках, поскольку одна из главных функций ВТО — отслеживание одинаковых условий для всех членов организации. ВТО дает инструменты ведения торговых споров и преодоления торговых коллизий. Кроме того, вступление России в ВТО будет влиять на региональное развитие и определит различную степень вовлеченности российских регионов в глобальную экономику.

Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что членство России в ВТО заметно скажется на экономике страны, от условий вступления зависит будущее страны. Оценка негативных и позитивных последствий вступления России в ВТО является одним из самых обсуждаемых и острых.

21 июля 2012 года президент России Путин В. В. подписал закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г».

Документ был принят Государственной думой 10 июля 2012 года и одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года. Протоколом оформлялось членство Российской Федерации во Всемирной торговой организации. На протяжении всего периода вступления (около 18 лет) России в ВТО велись дискуссии о целесообразности такого шага, о позитивных и негативных его последствиях.

В публикациях сторонников членства России в ВТО подчеркивалась важность ее вступления в эту организацию для устойчивой работы крупнейших российских экспортеров и для повышения эффективности работы предприятий, ориентированных на внутренний рынок за счет усиления международной конкуренции. Противники членства в ВТО выдвигали свои доводы: по их мнению, вступление РФ в ВТО может привести к катастрофическим последствиям для национальных перерабатывающих предприятий. Однако противникам и сторонникам не хватило 18 лет, чтобы просчитать прогнозные величины выгод или потерь российской экономики .

Для того чтобы оценить эффективность вступления Россиии к каким изменениям приводит данное вступление, рассмотрим последствия вступления в ВТО на примере других стран.

Украина вошла в ВТО в 2008 году. «Федерация Работодателей Украины» провела исследование того, как сказалось понижение импортных тарифов на производстве:

— Из 36 000 человек, работавших в автомобилестроении, потеряла работу половина.

— Пострадал агропромышленный комплекс и продовольственный сектор.

— 50 украинских заводов, производящих сахар, остановились.

— В сахарной промышленности и свиноводстве потеряли рабочие места около 500000 человек.

— Большие потери понесли также деревообработка и легкая промышленность.

— Негативные тенденции в винодельческой, молочной, пищевой и авиационной промышленности.

Деиндустриализация в Африке. Проводимые с 1980-х годов экономические реформы и снижение импортных пошлин привели:

— В Сенегале треть рабочих в промышленности потеряла работу.

— В республике Берег Слоновой Кости к разрушению химической, текстильной, обувной промышленности и автомобилестроения.

— В Сьерра-Леоне, Судане, Танзании, Уганде и Заире к вытеснению импортом национальных производителей товаров потребления, что привело к резкому росту безработицы.

— В Кении к упадку производства напитков, табака, текстиля, сахара, кожи, цемента и стекла.

— В Малави к банкротству текстильной отрасли, производства одежды, мыла и моющих средств, масел и птицеводства. Промышленное производство упало с 20 % ВВП в начале 1990-х до 10,7 % в 2004г.

Обязательства, которые взяла Россия в связи с вступлением в ВТО, можно разделить на 4 раздела:

1. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот. По данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 % (с 12,9 % до 9,2 %), а средневзвешенной ставки 4,7 % (с 11,9 % до 7,1 %). В любом случае снижение составит порядка 30 % и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.

2. Снятие иностранных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены в ВТО и не проводятся под ее провизией, должны быть исключены без возможности введения повторно.

3. Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0 %.

4. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие нормам организации. Некоторые обязательства еще не полностью выполнены- в сфере реформирования системы государственных закупок, ответственности за дискриминацию иностранных фирм и так далее.

Вступление в ВТО не позволяет решить одну из серьезных проблем инвестиционного климата России- неразвитость индустриальной среды. Наряду со слабой эффективностью финансовой системы этот фактор является основным для сдерживания инвестиций в Российскую экономику.

Отечественный банковский сектор защищен от конкуренции филиалов иностранных банков, так как российские переговорщики отстояли сохранение запрета на деятельность в России филиалов иностранных банков. Таким образом, повышение эффективности работы банков под давлением прямой конкуренции с иностранцами и снижение стоимости кредитов для промышленности не наблюдается.

Сейчас стоимость долгосрочных кредитов для промышленных предприятий составляет, в среднем, 10,5 % в год, а процентные платежи по кредитам промышленных предприятий достигают 2 трлн. руб. в год. И формируют около 9 % процентов себестоимости продукции промышленного сектора. В такой ситуации сокращение процентной ставки на 1 % привело бы к снижению себестоимости продукции на 1 %, то есть обеспечивало бы экономию на 200 млрд. руб. во всей промышленности.

Таможенная пошлина на новые иномарки после вступления в ВТО снижается с 30 % до 25 %, а затем в течение 7 лет — с 25 % до 15 %. При этом в России планируется ввести утилизационный сбор на подержанные иномарки — от 26 800 до 165 200 рублей.

От уплаты сбора будут освобождены личные машины беженцев, дипломатов, раритетные автомобили старше 30 лет и машины, прибывшие с территории Таможенного союза.

В условиях вступления в ВТО и ориентации на размещение производственных мощностей за пределами национальной территории при сохранении и развитии своего финансового, организационного и управленческого потенциала задачами реконструкции и развития регионального хозяйственного комплекса является постепенное обновление имеющихся производственных фондов предприятий — путь, определяющий постоянное отставание от мировых лидеров, — сколько формирование благоприятных условий для организации новых производств и реализации крупномасштабных инновационных предпринимательских проектов. В наших условиях решение этих задач может быть достигнуто, главным образом, за счет активного вовлечения экономики региона в систему мирохозяйственных связей.

Последствия вступления в ВТО отразились на производителях мяса. С 23 августа пошлина на ввоз свинины в рамках квоты снижена с 15 % до 0 %. Пошлина на импорт свинины вне квоты снижена с 75 % до 65 %.

Пошлина на ввоз живых свиней снижена с 40 % до 5 %. Импорт чистопородных племенных свиней по-прежнему будет облагаться нулевой пошлиной.

По подсчетам Ernst&Young, объем производства сельхозпродукции после вступления в ВТО может снизиться на 1 %. При этом в выигрыше должны оказаться переработчики мяса. Квоты на ввоз свинины планируется отменить только в 2019 году.

По договору о вступлении в ВТО допустимый объем государственной поддержки сельхозпроизводителей в 2012 году составил не более $9 млрд. Постепенно его нужно будет снизить до $4,4 млрд. На данный момент, через Минсельхоз крестьяне получают около $4 млрд (130 млрд рублей в 2012 году). Деньги идут на развитие села, улучшение плодородия почв и субсидирование процентных ставок по кредитам фермерам.

В июле правительство РФ одобрило программу развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы, в рамках которой аграриям планируется выплатить 1,5 трлн рублей. Чтобы не нарушить правила ВТО, чиновники решили изменить форму помощи. Вместо прямого субсидирования приняли переход к поддержке повышения доходности. Развитые страны используют именно такой механизм, но при этом критерии отбора не позволяют безнадежно безответственным предприятиям получать немалые госсредства.

После вступления в ВТО снизились пошлины на вывоз древесины. В рамках квот, которые составляют 5,9 млн кубометров для ЕС и 285 900 кубометров для других стран, пошлина на вывоз необработанной ели составит 13 %, сосны — 15 % против 25 %, которые были до вступления страны в ВТО.

Экспортировать необработанную древесину становится выгоднее. Этот момент оказывает негативное влияние на отечественных производителей мебели.

Несмотря на обилие негативной информации о последствиях вступления России в ВТО, экспертные оценки по вопросу Региональных аспектов вступления России в ВТО являются утешительными. Более половины опрошенных экспертов считает, что вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую организацию окажет положительное воздействие и 45 % уверены, что результат окажется отрицательным. Аналогичный результат получен при рассмотрении оценок отраслевой готовности экономики России. 55 % экспертов предполагает, что к вступлению готовы отдельные отрасли, и 45 % — что экономика не готова в целом. Причина такого разделения кроется отраслевой принадлежностью экспертов.

Оценки перспектив вступления в ВТО для регионов оказались более оптимистичными, чем в целом по стране. Около 70 % опрошенных экспертов считает, что членство в ВТО приведет к улучшению экономической ситуации вСреднеуральском регионе. Металлургическая промышленность является ведущим сектором экономики Среднего Урала, это одна из немногих высокотехнологичных экспорто-ориентированных отраслей экономики региона. Металлургия Среднего Урала готова конкурировать с мировыми лидерами, и достаточное количество времени работает по правилам международной организации. Готовность металлургии региона оценивается как высокая.

Такие отрасли как сельское хозяйство, легкая и лесная промышленность не достаточно готовы к ВТО.

Подводя итоги изучения вступления России в ВТО, следует отметить, что опыт ранее вступивших в ВТО развивающихся стран показал, что итогом стало разрушение сельскохозяйственного, промышленного комплексов национальных экономик.

Вступление России в ВТО — это потеря суверенитета, разорение сельского хозяйства и промышленности, безработица, приватизация общественных благ, снижение безопасности продуктов питания и навязывание ГМО.

Россия потеряет в будущем возможность развивать свою промышленность и сельское хозяйство, поскольку в ВТО запрещены любые меры их поддержки и защиты. Вступлением в ВТО Россия закрепляет за собой статус поставщика дешевых ресурсов без своего производства.

Литература:

1. Международные экономические отношения: Учебник / А. И. Евдокимов и др. — М.: ТК Велби, 2003,с. 13

2. Этот день мы приближали как могли….//Национальный банковский журнал № 1(92), 2012, с.24–29

Выход России из ВТО: реальная необходимость или политическая спекуляция?

Государственная дума РФ в очередной раз удивила граждан страны новым законопроектом о возможном выходе России из ВТО. По мнению представителей фракции КПРФ, России в срочном порядке необходимо заявить о выходе из Всемирной торговой организации (ВТО). Аргументация данной инициативы достаточно примитивна — ее идеологи считают, что членство в ВТО препятствует росту национальной экономики.

Членство в ВТО как глобальном форуме и единственной международной организации, работа которой идет практически по всем направлениям многостороннего торгового регулирования, — важный фактор продвижения национальных интересов каждой страны. Основные аргументы в пользу членства сводятся к следующему:

Виктория Панова:
Курс на Китай, или почему Обама остался без красной дорожки

— членство в ВТО позволяет принимать участие в многосторонних торговых переговорах, а также продвигать свою точку зрения и позицию. Безусловно, наиболее весомыми являются голоса тех стран и рынков, от торговли с которыми зависит экономическое развитие других участников, однако страны с меньшим политическим и, главное, экономическим весом могут объединяться в группы и совместно продвигать свою позицию . Помимо контроля за выполнением уже существующих правил и норм, в ВТО идет постоянная работа по выработке новых условий осуществления международной торговли, адаптации мировой торговой системы к тенденциям мирового рынка. Тот факт, что такая крупная страна, как Россия, не будет участвовать в этих процессах, создаст проблемы не только для российских производителей, но и для самой многосторонней торговой системы;

— для страны с такими масштабами экономики и политическими амбициями, как Россия, членство в ВТО необходимо для усиления политического авторитета на международной арене аналогично членству в ООН;

— в течение 19 лет переговоров о вступлении России в ВТО удалось достигнуть значительных успехов. С учетом масштабов экономики и потенциала России, можно утверждать, что усилия и годы переговоров дали эффективный результат. Было бы крайне неразумно не воспользоваться этим достижением.

Таким образом, для специалистов, изучающих вопросы торговой политики и деятельности ВТО, важность членства не вызывает сомнения. Проблема заключается скорее не в членстве как таковом, а в том, что с 2012 г. российский бизнес и политические круги страны так и не вникли в саму проблематику участия, что не позволяет в полной мере эффективно использовать имеющиеся преимущества. «Ожидание чуда» в случае работы в сложной по структуре и направлениям деятельности международной организации невозможно, это важный, но непростой инструмент, которым надо владеть, умело использовать и проявлять гибкость и разумность в поиске компромиссов и жесткость в отстаивании своих позиций.

По мнению авторов законопроекта из фракции КПРФ, «…за пять лет потери России от членства в ВТО “в разрезе бюджетной политики” составили 871 млрд рублей. Очевидных выгод при этом зафиксировано не было. Дальнейший прогноз также неутешителен. За 8 лет членства — к 2020 г. — потери в добавленной стоимости российской экономики составят 12−14 трлн рублей, а потери рабочих мест — 1,9 млн». Приведенные цифры не могут не удивлять, однако за исключением подобных комментариев в прессе ни одна из фракций Государственной думы за 5 лет не представила более или менее фундаментального исследования, которое позволило бы сделать такие оценки. Это касается главным образом рабочих мест, которые во многих секторах экономики сократились за счет оттока иностранных инвестиций, ухода некоторых инвесторов с рынка.

Проблема заключается скорее не в членстве как таковом, а в том, что с 2012 г. российский бизнес и политические круги страны так и не вникли в саму проблематику участия.

Так, в частности, в результате ухода с российского рынка одного из мировых лидеров автомобилестроения — корпорации General Motors, консервации, а позже закрытия в 2015 г. завода в Санкт-Петербурге и сокращения производства в Калининграде сократились тысячи рабочих мест. Как справедливо утверждает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, «…растущая безработица, которая является прямым следствием закрытия определенных производств, безусловно не благо, а зло для экономики. Как минимум потому, что усиливается нагрузка на бюджет в условиях, когда денег в нем и так не хватает». Связано ли это с членством в ВТО? Безусловно, нет. Скорее наоборот: неумение использовать членство в ВТО для привлечения инвестиций, ухудшение инвестиционного климата в результате политических событий и принятых экономических мер способствовали сокращению уровня доходов населения, существенному уменьшению продаж и как результат уходу одного из крупнейших инвесторов с рынка.

Следует учитывать, что членство в ВТО практически полностью (с разницей в один год) совпало с введением экономических санкций и контрсанкций, что в значительно большей степени нанесло урон российской экономике и затормозило ее развитие. Сокращение бюджетных доходов, произошедшее вследствие падения цен на основной экспортный товар — энергоносители, рост курса рубля и цен при одновременном сокращении реальных доходов населения — основные проблемы современного экономического развития страны, которые сильно повлияли на бюджет и состояние российской экономики.

Членство в ВТО практически полностью (с разницей в один год) совпало с введением экономических санкций и контрсанкций, что в значительно большей степени нанесло урон российской экономике и затормозило ее развитие.

Участие в ВТО одновременно позволяет получить определенные выгоды и накладывает некоторые рамки и ограничения. Безусловно, следование правилам, сформированным без участия российских экспертов, могло осложнить работу многих производителей, которые прежде довольно свободно ими манипулировали или не были обременены конкуренцией. Трудно определить список проигравших и победителей, что часто пытаются сделать многие политики. В краткосрочной перспективе отрасли национальной экономики должны были принять новые непривычные правила игры и внешние факторы формирования конкурентной среды. Так, например, одним из аргументов изначальных противников членства являлось снижение импортных пошлин на автомобили, однако даже при высоких пошлинах и наличии мер поддержки спроса на национальную продукцию, иностранной продукции отдавалось явное предпочтение. Сторонники сохранения защитных мер в отношении автопрома могли бы поддержать российского производителя в качестве активных потребителей его продукции, однако этого на российском рынке не происходит. Тем не менее членство в ВТО нельзя оценивать на основе анализа краткосрочных тенденций. Это трудный и долгий процесс ежедневной квалифицированной работы государственных органов, бизнеса, политиков и экспертов. Расчеты и прогнозы, сделанные еще на этапе присоединения , показали, что экономика России должна была получить существенные выгоды за счет улучшения инвестиционной привлекательности, снятия дискриминационных мер и применения ограничительных мер на основе переговоров с участием российских производителей, возможности использования механизма разрешения торговых споров и т. д.

Flickr/WTO/Studio Casagrande
Вступление России в ВТО

Следует также учитывать один крайне важный момент: правила ВТО направлены главным образом на регулирование торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами и, как следствие, затрагивают интересы стран, вовлеченных в мировую торговлю данными товарами. Для России, как экспортера минерального сырья, эти правила не очень актуальны и не применяются в полной мере и, соответственно, не могут нанести ощутимого вреда. Что касается защиты и поддержки национального производителя в сфере сельского хозяйства, то здесь, наряду с прямой финансовой поддержкой, в некоторых случаях запрещенной, а в некоторых случаях сильно регламентированной, существует целый спектр разрешенных мер, которые в России не применяются или применяются неэффективно по причине либо коррупции и бюрократии, либо экономической неграмотности.

Интересно, что аргументы против ВТО практически не высказывались в процессе проведения переговоров. Кроме того, к моменту присоединения многие принципиальные договоренности с партнерами по переговорной группе были оформлены в виде федеральных законов, а после 2012 г. происходило лишь официальное оформление принципиальных договоренностей и детальное согласование сроков принятия тех или иных обязательств. Еще в 2003 г. были приняты крайне важные законы в области регулирования внешнеэкономической деятельности (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»). В апреле 2003 г. Государственная дума приняла новый таможенный кодекс, впоследствии замененный Таможенным кодексом Таможенного союза. Можно ли утверждать, что эти законы не получили одобрения фракции КПРФ в момент своего принятия? В 2006 г. были закончены двусторонние переговоры с ЕС и США по вопросам российского участия в ВТО и их результаты были представлены в Государственной думе.

Преимущества, которые экономика страны потенциально может получить от выхода из ВТО, достаточно сомнительны.

Наконец, обратимся к формальной стороне вопроса: предусматривают ли правила ВТО выход из организации и на каких условиях это можно сделать? Статья XV Марракешского соглашения о создании ВТО предусматривает, что «…1. Любой член может выйти из настоящего Соглашения. Такой выход распространяется как на настоящее Соглашение, так и на Многосторонние торговые соглашения и вступает в силу после истечения шести месяцев с даты получения Генеральным директором ВТО письменного уведомления о выходе. 2. Выход из Торгового соглашения с ограниченным кругом участников регулируется положениями такого Соглашения». Аналогичная статья есть и в тексте ГАТТ (статья XXXI). Таким образом, существует формальная основа для подобного шага, однако за 21 год существования ВТО эта статья не применялась ни одним из членов организации. Интересно также и то, что при огромном числе исследований, посвященных правовой базе ВТО, практически не существует ни одного аналитического материала, в котором исследуются примеры или причины постановки вопроса о выходе из ВТО. Можно утверждать, что в случае принятия данного законопроекта и подачи заявления от лица Российской Федерации мы рискуем стать первым и единственным примером. Оригинальность подобного шага бесспорна, в то время как разумность и эффективность крайне сомнительна. В результате произойдет и без того продолжающееся ухудшение инвестиционной привлекательности российского рынка, полная утрата доверия иностранных партнеров, в том числе и из числа стран, которых Россия видит в качестве новых стратегических рынков и направлений развития сотрудничества.

Членство в ВТО нельзя оценивать на основе анализа краткосрочных тенденций.

Преимущества, которые экономика страны потенциально может получить от выхода из ВТО, достаточно сомнительны. К ним можно отнести прекращение всех торговых споров, в которых сейчас участвует Россия в качестве истца или ответчика, а также закрытие национального рынка для иностранных товаров. Это может соответствовать интересам отдельных производителей, однако никак не пойдет во благо потребителям, для которых многие импортные товары более высокого качества станут более дорогими или в принципе недоступными. В этот момент стоит задуматься и о голосах избирателей, ради чего, по всей видимости, и был задуман новый законопроект и озвучена новая смелая инициатива.

1. Под «группами» в ВТО понимается ряд стран, сформировавших коалицию в рамках обсуждения конкретного вопроса или Соглашения в ВТО. Участники группы выступают с единой позицией, зачастую используя одного координатора или команду для переговоров. В качестве примера можно привести Группу 33 (производители отдельных сельскохозяйственных товаров), Кернскую группу (производители сельскохозяйственных товаров, выступающие за либерализацию торговли), Группу переходных экономик с низким уровнем развития, Группу «Друзей антидемпинга» (группа стран, выступающих за более жесткие правила проведения антидемпинговых расследований и процедур) и т. п.

2. Год официального присоединения к ВТО после ратификации Россией протокола о присоединении.

3. Большая работа по исследованию последствий участия в ВТО была проведена специалистами Института торговой политики НИУ-ВШЭ, результатом чего стала подготовка нескольких аналитических докладов для Правительства РФ.

Прочь из ВТО? Может ли Россия прекратить членство в этой организации

Заявление Украины о подаче в суд Всемирной торговой организации (ВТО) иска к России, ограничившей ввоз растительной украинской продукции, оказалось «фейком». С таким заявлением выступило Минэкономразвития. Однако людей, которые считают, что членство в ВТО несёт для нашей страны, особенно в усложнившейся внешнеполитической ситуации, одни проблемы, стремительно увеличивается. Может ли Россия выйти из ВТО?

Кому в ВТО жить хорошо

На днях американские бизнесмены провели общественные слушания с целью исключения России из ВТО. И эта, казалось бы, обидная мера на самом деле могла бы сыграть нашей стране в плюс, решись заморские деятели довести свои намерения до конца.

«Ещё когда Россия присоединялась к ВТО, американские конгрессмены на пальцах объясняли избирателям, что наша страна ничего от этого не получит, а США выиграют очень много, несмотря на незначительность торговли между нашими странами, — вспоминает Михаил Делягин, экономист, директор Института проблем глобализации. — Немудрено: членство в ВТО имеет смысл для стран, экспортирующих гражданскую высокотехнологичную продукцию (это явно не мы) или для стран, чей экспорт ограничивается из-за того, что они не являются членами ВТО». Но все ограничения российского экспорта, по данным эксперта, и до момента вступления во Всемирную организацию не превышали 2,5 % от его объёма — и при этом не были связаны с ВТО. Самое громкое дело — ограничение экспорта стальных изделий в США в начале 2000-х годов. Оно использовалось в качестве аргумента всеми лоббистами ВТО, вот только санкции были введены США против 20 стран, из которых лишь Россия не была членом ВТО. Остальным 19 членство не помогло.

И вот снова — ограничение экспорта, антироссийские санкции. Только теперь мы состоим в ВТО. Разве это помешало США ввести ограничения? Разве напугали американских политиков возможные судебные иски со стороны России?

На самом деле, сейчас, в момент обострения отношений России с Западом, членство в ВТО обернулось для нас ловушкой: страны, имеющие опыт обращения в суд ВТО, заявляют о желании подать множественные иски против «ответных санкций» России.

«У нас же, в свою очередь, мало юридических кадров, готовых работать в условиях ВТО, способных подготовить толковый иск, — замечает Александра Ждановская, политолог, автор книги «Всемирная Торговая Организация. Что ждёт Россию. Мировой опыт». — При этом вступление в организацию обернулось даже большей потерей законодательного суверенитета — каждый российский закон может быть рассмотрен перед Судом ВТО — не «ограничивает ли он торговлю более, чем необходимо» — и отменён под угрозой штрафов».

Новость по теме Эксперт о вступлении в ВТО: Экономике России нужно семь лет на адаптацию

«Нобелевский лауреат, бывший старший вице-президент мирового банка Стиглиц изучил работу департамента ВТО по торговым спорам: оказалось, что неразвитые страны, как правило, проигрывают споры — их процедура слишком сложна, а назначение арбитров осуществляется с безграничным цинизмом. Доходило до того, что арбитром по спору с участием глобальной корпорации назначался член её правления — просто потому, что заявлял о своей незаинтересованности в исходе спора. А наши юристы толком даже не знают, как правильно обращаться в этот «суд ВТО», напоминая тем самым неграмотных бабушек-пенсионерок…», — говорит по этому поводу Михаил Делягин.

Мы их, или они — нас?

Пока — за два с небольшим года членства в ВТО — на нас подано несколько исков. Например, Евросоюз и Япония оспаривают утилизационный сбор на автомобили, Евросоюз и Литва жаловались на частичный запрет потенциально опасных — по данным российских проверяющих органов — продуктов питания, произведённых на их территориях. Все иски поданы до обострения внешнеполитических отношений.

Мы, в свою очередь, в мае подали иск против Евросоюза, оспаривающий условия «третьего энергопакета» (мы оспариваем тот факт, что собственниками трубопроводов не могут быть компании-добытчики газа/нефти). На секторальные санкции Запада в суд ВТО Россия ещё не жаловалась, но, по словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, собирается. А ранее директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков заявлял, что Российская Федерация готовит иск к Украине в суд ВТО из-за введённых украинской стороной пошлин на нитрат аммония (Украина в июле подняла их для российских компаний с 11 до 36 %, назвав антидемпинговой мерой).

Да, пока Россия не заплатила ни одного штрафа, проиграв в суде ВТО, но лишь потому, что рассмотрение дел в нём никогда не проходит быстро: многоэтапный судебный процесс длится до 4 лет. Когда же страна оказывается проигравшей в суде, то выплачивает «пострадавшим» грандиозные штрафы: миллионы долларов (например, когда ЕС отказывались пустить на свою территорию генно-модифицированные продукты питания из США, им «присудили» 117 млн долларов штрафа). И в течение года обязуется целиком изменить закон, приведший к спору.

«Смысл ВТО — предельное облегчение внешней торговли; страны, не выдерживающие конкуренции с глобальными монополиями, просто гибнут. Из всех стран СНГ, присоединившихся к ВТО, лишь в России ещё не было разрушения государственности и революции. В остальных — Грузии, Молдавии, Киргизии, Украине — экономический крах вёл к тягчайшим социально-политическим потрясениям», — говорит Михаил Делягин. Уж по пути Украины пойти бы явно не хотелось!

Ещё печальнее оценивает ситуацию Валентин Катасонов, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства в аналитическом центре «ВТО-информ»:»Министерство экономического развития и было тем локомотивом, который тащил Россию в ВТО, а с моей точки зрения, пока мы не выйдем из ВТО, нам будет грозить одновременно и рецессия, и стагнация, и кризис, и всё остальное».

Можем гордо хлопнуть дверью?

Если бы те самые американские бизнесмены, решившие немного побузить против нашей страны на днях, добились исключения России из ВТО, возможно, это было бы не так плохо. «Дело в том, что выйти из ВТО по собственной инициативе (а такие мысли всё чаще мелькают в кругах экономистов) Россия может, лишь выплатив компенсации — согласно Уставу ВТО, — рассказывает Александра Ждановская. — Хотя стоило бы провести референдум по вопросу выхода из ВТО».

Действительно, просто выйти мы не можем, согласен с ней Михаил Делягин. Но: «Соглашения ВТО — аналог коммерческих договоров без срока давности и процедуры прекращения: односторонний разрыв может породить обязанность выплаты упущенной прибыли. Но Россия может и должна приостановить все свои обязательства в рамках ВТО до полной отмены санкций против неё, так как эти санкции — классический «форс-мажор», способный отменить всё».

По его данным, если Россия выйдет из ВТО, она практически ничего не потеряет, а получит возможность защищать своих производителей цивилизованными инструментами, а не девальвациями и коррупцией. При этом она сэкономит десятки миллиардов долларов, вывозимых из неё импортёрами. «Более того: при прочих равных в страну идут либо товары, либо инвестиции: недаром присоединение к ВТО сменило инвестиционный рост инвестиционным спадом. Выход из неё вернёт России инвестиции — и не столько иностранные, сколько собственные, — говорит Делягин. — а вот надеяться на то, что Запад исключит Россию из ВТО, не стоит: он не откажется добровольно от десятков миллиардов долларов наживы. Разговоры об этом — лишь часть психической атаки на Россию».

Впрочем, есть экономисты, апеллирующие к тому, что первые переходные годы, в основном первые 7 лет членства, оказываются самыми тяж—лыми. Затем же страна начинается мало помалу получать «дивиденды». Однако неясно, стоит ли говорить о них в ситуации, когда переходные годы совпадают с попыткой изоляции страны как раз-таки локомотивами ВТО — США и Евросоюзом.

Всемирная торговая организация (ВТО)

22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). Переговоры о присоединении России к ВТО длились почти 20 лет: с 1993 года по 2011 год. 18 лет – это абсолютный рекорд длительности переговоров. Даже Китайская Народная Республика добивалась членства в ВТО меньше — 15 лет.

Суть Всемирной торговой организации (ВТО)

Всемирная торговая организация (ВТО) — международное некоммерческое объединение, регулирующее внешнеэкономическую деятельность стран-участниц. Действует с 1 января 1995 года и является правопреемницей функционировавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Создание ВТО было определено многосторонним соглашением в ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986—1994 годы). Выполняет следующие функции:

  • контроль за исполнением торговых соглашений стран-членов;

  • организация и обеспечение переговоров стран-членов;

  • наблюдение за торговой политикой стран-членов;

  • разрешение торговых споров между странами-членами.

На 1 января 2012 года в ВТО состояли 157 стран.

Вступление России в ВТО

История присоединения России к ВТО

Россия подала заявку на присоединение к ВТО еще в1993 году. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых ВТО. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Сроки вступления переносились неоднократно: 2003 год, 2006 год, затем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году.

Условия присоединения России к ВТО

В декабре 2006 года была опубликована подробная предварительная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты на ноябрь 2011 года по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке на сайте Миниэкономразвития. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что, как утверждают, является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО. Согласно этим данным, в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долларов в год (сейчас объем помощи составляет 4,5 млрд долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.). Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа: 1) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т. д.), что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена); 2) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если Россия предоставит какой-то благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО. Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационныхуслуг. Подписав Протокол, Россия также выразила свое согласие на присоединение к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО со всеми приложениями к нему, текст которых на английском языке размещен на официальном сайте ВТО. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Уступки России при вступлении в ВТО

Сельское хозяйство

В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства Елена Скрынник встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объем господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013—2017 годах будет сокращен вдвое — с 9 млрд долларов в год до 4,4 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным в 2008 году РИА «Новости», уровень господдержки сельского хозяйства России и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ — 6 копеек.

По мнению предыдущего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, принимая условия ВТО, Россия рискует сокращением доли экспорта с 1,3 % до 1 %, а доля иностранных агропромышленных товаров увеличится с 1,9 до 2,3 %. Издержки составят 4 млрд долларов.

Доступ на рынок

В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом.

Россия проявила настойчивость в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года». Вместе с тем, российская сторона пошла на определенные уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании.

Авиасборы

Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию. Наибольшие претензии тот факт, что пролетающие над Сибирью самолёты платили России до $400 млн в год, вызывали у Евросоюза. К примеру, размер пошлин для Boeing-757 составлял $87 за 100 км.

Пошлины

В 2006 году, незадолго до завершения консультаций с США, министр экономического развития и торговли Герман Греф говорил, что после вступления в ВТО таможенные пошлины на импортные товары снизятся в среднем с 10,2 % до 6,9 %, в том числе на сельхозпродукцию — с 21,5 % до 18,9 %. Будут ликвидированы пошлины на компьютеры и комплектующие для них (в 2005 году они составляли 5—10 %), обнулятся на медь на металлолом будут снижены.

Импортные пошлины на фрукты снизятся до 2-5 %; на вино — с 20 до 12,5 %; на некоторые категории лекарственных препаратов до 3—5 %; на импортную одежду на 2,5—5 %; на новые автомобили-иномарки — до 15 %, на самолёты — до 12,5 %. На спирт сохранится запретительная пошлина — 100 %, но не менее 2 евро.

В 2005 году Россия взяла на себя обязательство заморозить экспортные пошлины на нефть и газ.

С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80% (50 евро за кубометр).

В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введён мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.

Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.

Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5—15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.

С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80 % (50 евро за кубометр).

В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введен мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.

Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.

Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5—15 % от таможенной стоимости. Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.

Поддержка бизнеса в условиях ВТО обойдется в 75 млрд рублей за три года

Вступление в ВТО обойдется бюджету РФ минимум в 75 млрд рублей в ближайшие три года: в настоящее время из них потрачено 60 млрд рублей. Эти деньги нужны для поддержки отраслей российского бизнеса, который оказался в непростых условиях Всемирной торговой организации. В Госдуме полагают, что объем поддержки можно дополнительно увеличить.

После вступления России в ВТО таможенные пошлины на многие импортные товары упали, после чего отечественные производители оказались не в выигрышном положении. Например, для продукции предприятий легкой промышленности ввозные пошлины упали с 40 до 5% от стоимости товара, при этом на долю импорта приходится 80% российского рынка. Именно на поддержку этой отрасли выделяются самые значительные суммы.

Помимо выделения дополнительных средств депутаты также предлагают освободить отрасль от налога на прибыль (на пять-десять лет). Поступления в бюджет от предприятий легкой промышленности составляют около 2,4 млрд рублей в год, из них 2,1 млрд поступает в региональные бюджеты, 300 млн — в федеральную казну. Глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский сообщил, что сейчас рассматривается предложение возместить регионам выпадающие доходы.

По его словам, сейчас правительство также рассматривает вариант помощи и агропромышленному комплексу в размере 15 млрд рублей. В число отраслей, могущих пострадать от вступления в ВТО и нуждающихся в поддержке, вошли также лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы, производство самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, а также композитных материалов и редкоземельных металлов.

Пока что все «вливания» в российское производство недотягивают до сумм, разрешенных правилами ВТО. Так, только на поддержку сельского хозяйства по так называемой желтой корзине (меры, которые влияют на конечную цену продукции, — субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидии на удобрения и др.) российский лимит на 2012 год составляет около 9 млрд долларов. «А у нас в бюджете на середину года только 3,6 млрд долларов по «желтой корзине». Проблема в том, что денег в бюджете не хватает», — говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

Преимущества для России от вступления в ВТО

Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли.

Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.

Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в 2 млрд долларов. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счет несырьевых товаров.

По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернется снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешевыми потребительскими кредитами.

Итоги первого года России в ВТО

В декабре 2013 года «Российская газета» приводила официальную статистику по экспорту. С января по сентябрь 2013 года Россия на 9,6 % больше поставляет на мировой рынок нефтепродуктов, на 5,6 % — обработанных лесоматериалов. Легковых автомобилей отправлено на экспорт больше на 14,2 %, чем за тот же период прошлого года (в статистике учитывается экспорт в Белоруссию и Казахстан). Однако, сделать выводы о негативном или позитивном опыте от вступления РФ в ВТО эта статистика не поможет. Заместитель министра экономразвития Андрей Клепач объясняет, что «с момента вступления в ВТО прошло довольно мало времени. Для каких-то серьезных подвижек нужен срок не меньше, чем несколько лет».

«Конкурировать на внутреннем рынке с иностранными «тяжеловесами» в перспективе будет все сложней, поскольку у нас гигантский износ основных фондов 70-75 процентов. Сложно покупать российское, когда его почти не осталось», — говорит президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин. Сегодня россияне на 90 % одеты в импортные вещи, на их столах почти 60 % иностранной еды, 70 % — иностранных лекарств. В этой ситуации может помочь только более эффективные практические меры государственной поддержки российских товаров на рынке.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *